svetlyachok_vtk (svetlyachok_vtk) wrote,
svetlyachok_vtk
svetlyachok_vtk

Category:

Разговор с французом, чьи поиски Бога привели его к служению духовника в православной обители

Архимандрит Илия (Раго): «Я опытно пережил истинность Православия»
Бывший католик — о  своих детских поисках святости, Афоне и старце Эмилиане

  "Я должен признать: безусловно, люди высокой духовной жизни есть и за пределами Православия. Но настоящие Божии люди есть только в Православии! "

Архимандрит Илия родился в семье практикующих католиков и с детства искал ответ на вопрос, как стать святым. Поиски привели его сначала в Румынию, потом на Афон, где он провел год у ног старца Эмилиана. На родину, во Францию, он вернулся с тем, чтобы основать православный монастырь...

Архимандрит Илия (Раго)

Архимандрит Илия (Раго)

Шансы стать Папой таяли на глазах...

— Отец Илия, каким был ваш путь в Православие?

— Я не всегда был православным: до 30 лет исповедовал веру отцов. Родился я в религиозной семье истовых, как у нас говорят, практикующих католиков. С малых лет я уже искал возможности прикоснуться к святости, так как уже тогда понял: чтобы познать Бога, нужно самому в ту или иную меру стать святым.

— А как становятся святым в католичестве?

— Меня этот вопрос тоже интересовал с детства. Я даже донимал им своих школьных учителей, мы с ними беседовали на теологические и духовные темы. И к какому выводу я пришел? Чтобы стать святым в католичестве, нужно стать, во-первых, священником, потом епископом и, наконец, Папой. Если ты стал Папой — ты непогрешим. А я в школе был учеником весьма посредственным, так что шансы стать Папой таяли на глазах...

Но вопрос святости для меня был на самом деле прагматическим: как познать Бога? Если Ты, Господи, существуешь, — а я в это свято верил, — значит, мы можем Тебя познать! Все, что происходит в моей жизни дальше, убеждает меня: если Бог хочет, чтобы что-то реализовалось, то ничто человеческое, даже весь ход предыдущей истории, этому уже не в силах помешать.

За три года до того, как я уже было намеревался все-таки стать католическим священником, в моей жизни произошло духовное вмешательство, в результате которого я оказался в монастыре Преображения Господня в Обазине. Здесь католические монахи в поисках подлинного духовного опыта обратились к византийской богослужебной традиции.

Монастырь Преображения Господня в Террасоне Монастырь Преображения Господня в Террасоне

— Значит, католик перешел в Православие через Византию?

В современной Франции найти себя вдруг среди святых — ошеломляет!

— Да, но это уже был не тот пышный обряд, каким его застали посланцы князя Владимира в Святой Софии Константинопольской. Я очутился в очень бедном монастыре, это был четвертый год его существования. Монахи жили в шалашиках. Нас было пятеро. Здесь я впервые увидел на лицах отблески света, какие, мне казалось, можно встретить разве что на иконах византийского письма. Для вас, в России, это нормально, а в современной Франции найти себя вдруг среди святых — ошеломляет. У нас тоже 1000-летняя, как и в России, история православного исповедания Христа, и уже тогда, в 1970-х, мы чаяли вновь обрести свои православные корни.

— Но вы обрели их все-таки не в Русской Православной Церкви, пусть и Зарубежной, а в Константинопольском Патриархате?

— Когда встал вопрос о присоединении к Православию, мы, к сожалению, из-за политической зыбкости режима в вашей стране тех лет не могли себе позволить присоединиться к Русской Православной Церкви. Мы часто об этом жалеем, потому что именно русские эмигранты вновь спустя столетия просветили Францию православной верой.

Эмиграция — это своего рода пусть и вынужденное, но отшельничество, уход от мира, очищение. Если бы не было русского исхода после революции в 1917 г., лично я не стал бы православным священником[1]. То, что произошло в России начала XX века, отразилось на моей жизни так, что я воспринимаю эти исторические перипетии не иначе как Промысл Божий обо всем мире.

В России, конечно, происходило ужасное: кощунства, убийства, разорение храмов и монастырей — но по молитвам Новомучеников Бог, принимая их жертву, даже последствия этих жутких злодеяний обратил в радость всему миру ко спасению многих людей.

Драма самоуничтожения

— Злодеяния и сейчас происходят повсеместно: на Украине, в Сирии, вообще на Ближнем Востоке. Многие задаются вопросом: как Бог попускает это?

Если негатив распирает меня изнутри, я создаю напряжение, которое прорывается в этот мир войнами

— Виноват не Бог, а мы сами. Даже если я не воюю ни с кем напрямую, но негатив распирает меня изнутри, я уже создаю напряжение, которое, конденсируясь из множества таких же ментальных заторов, прорывается затем в этот мир военными конфликтами. Гибнут люди. Мы Священным Писанием предупреждены, что этот мир будет деградировать и деградировать.

Архимандрит Илия (Раго) Архимандрит Илия (Раго)

— В чем же тогда смысл жертвы Новомучеников?

— Своей жертвой они свидетельствуют: все, что говорит Евангелие, — правда. Бог не безучастен! Он сделал и делает все, чтобы нас из этой драмы самоуничтожения извести. Весь Ветхий Завет говорит о том, что для этого было необходимо, а Новый Завет — о том, что Господом уже сделано для нас. Бог настолько тронут тем, что происходит на земле, что посылает Сына Своего Единородного в человеческом теле все эти муки пройти.

Христос Телом Своим умирает на Кресте. Как можно уверовать в то, что Он воскрес, не испытав потрясения от того, что Он умер? После всех трагедий Господь дарует воскрешение и нам. Новомученики осуществляют этот великий переход, собственно Пасху Царства.

Во всех обстоятельствах важно помнить, что Бог после Своего Воплощения — тоже Человек, пусть и Богочеловек, но Он нашими глазами видит все наши страдания. И если мы веруем в Него — преображает нас.

Даже если мы совершили ошибку, упали, Он проводит нас через испытания. Наша сила в том, чтобы покаяться, тогда нас вытолкнет в новый опыт: внутренний, исторический.

Как монахи-цистерцианцы жили на Афоне

— Как вы все-таки перешли из католичества в Православие?

— Однажды мой игумен отец Плакида (Дезей) отправил меня в Румынию на один месяц одного. А Бог меня привел там к старцам: архимандриту Клеопе (Илие), его все знают, а также к отцу Богиану (Софиу) из Бухареста и уехавшими потом на Афон отцам Петро и Паули. В общении с ними стало очевидно: Истина, искомая мною, — это жизнь с Господом, такая, какой она открылась мне в их сердцах. Так просто я и узнал Православие. Тогда уже я твердо решил, что стану православным. Еще не знал, когда это произойдет, но уже не сомневался: это то, что мне нужно.

Архимандрит Плакида (Дезей) Архимандрит Плакида (Дезей)

— В то время вы уже присутствовали на православных литургиях?

— Конечно, я до сих пор помню литургию в одном из монастырей Бухареста: Божия милость открыла мне тогда глаза и позволила увидеть то, чего я прежде никогда не видел. У меня такие же глаза, как у всех: я могу увидеть только то, что могу увидеть. Но, оказывается, Бог может нам открывать Себя. В тот момент я пережил опытно: православная вера истинна, это, если можно так сказать, самый центр Богопознания, все остальное — около. Безусловно, это был полученный мною ответ от Бога на мою детскую интуицию и все мои последующие искания и терзания. Теперь все, чего я смутно чаял и, как мог, себе представлял, нашло свое ясное подтверждение.

Обо всем этом я, вернувшись во Францию, рассказал своему авве, и через год он предпринял такое же путешествие, которое совершил я. Он пообщался со всеми теми же старцами, с которыми ранее встретился я.

— Можно ли сказать, что старцы есть только в Православии?

— Прекрасный вопрос, но на него очень трудно ответить. Если вы хотите, чтобы я ответил из глубины своего сердца и моего, может быть, ограниченного кругозора, то и тут я должен признать: безусловно, люди высокой духовной жизни есть и за пределами Православия. Но настоящие Божии люди есть только в Православии! Я знаю очень многих католиков, которых невозможно ни в чем упрекнуть. Жизнь их безукоризненна. Они любят Бога и очень глубоко знают духовную традицию. Но только у православных старцев ощутима харизма жизни Духа Святого в Церкви, есть живое общение во Христе. Здесь это не интеллектуальный багаж и предчувствие, а сама жизнь. Замечательных людей полно и в других конфессиях. Но это люди — и только. Скорее их можно назвать пророками. А зачем ждать, что обетования осуществятся когда-то, если Царство Божие в силе уже пришло в Православии?

Старец Эмилиан (Вафидис)

— Говорят, вашим наставником был старец Эмилиан (Вафидис), возродивший греческий монастырь Великих Метеор.

— Да. Он — мой духовный отец, но я не знаю, его ли я сын.

Архимандрит Эмилиан (Вафидис) Архимандрит Эмилиан (Вафидис)

— Как вы с ним познакомились?

— Наш игумен отец Плакида возвращался из своей поездки в Румынию, где он общался со старцами, во Францию на машине и внезапно свернул с пути, чтобы посетить Святую Гору. Он первый из нашего монашеского братства побывал у ныне уже прославленного преподобного Паисия Святогорца и, знакомясь с афонскими наставниками, нашел для нас духовного руководителя в лице старца Эмилиана.

Этот афонит тут же открыл для нас двери своего монастыря Симонопетра: «Если вы желаете приобщаться к Православию, вы можете жить у нас столько, сколько хотите», — сказали нам греки, и мы достаточно быстро — уже через несколько месяцев — воспользовались предложением, перебравшись на Афон. Так мы, монахи-цистерцианцы, перешли в Православие. Я уже 40 лет как в Православии и свято храню этот огонь веры. Теперь я даже не понимаю: как это вообще возможно не быть православным?!

— Расскажите об общении со старцем Эмилианом.

— Об этом можно говорить часами. Главное общение — во время Литургии. Тогда он был особенно сдержан и прост, без каких-либо театральных эффектов и излишней жестикуляции. Это внутреннее сосредоточение передается всем: когда он служит, предстоишь перед лицом Бога Живого. То, как старец произносит слова, как ведет себя во время Богослужения, наполняет душу трепетом и свидетельствует о присутствии Божества.

— Вы не чувствовали языкового барьера?


Старец говорил по-гречески, я по-французски. Только Святым Духом все эти трудности преодолевались

— Во время Литургии нет. Проблемы возникали тогда, когда надо было исповедоваться. Через переводчика это делать, согласитесь, не очень приятно. Он говорил по-гречески, я — по-французски. У нас не было общего языка. А в отношениях духовного отца и сына важен диалог. Только Святым Духом все эти трудности преодолевались.

Монастырь Симонопетра Монастырь Симонопетра

Одно время меня очень мучила одна весьма сложная проблема, я весь измаялся. А через переводчика ее открыть не решался. «Господи, как же мне старцу об этом смущении сообщить?» Я целый месяц молился, живя в Симонопетре, и искал возможности. А когда мне надо было уже отправляться на пристань, старец вдруг перед Литургией подзывает меня к своей стасидии и через брата-переводчика говорит: «Знаешь, если однажды, когда ты будешь во Франции, кто-то обратится к тебе с такой-то проблемой, то вот совет, который ты должен ему дать». И он со всеми нюансами растолковал мне мучивший меня вопрос, о котором никто не знал! А переводчик даже не догадался, что происходит.

Биться во врата храма

— На заседании монашеской секции Рождественских чтений вы рассказывали о монахе, который бился головой о двери затворенной церкви: «Мне нужен только Христос!» — он ничего больше не делал в монастыре и ни с кем не общался...

— Это не я рассказывал. Может быть, там был еще батюшка?[2]

— Может быть, простите. Но вопрос остается в силе: как жить Христом, только Христом?

— Тот, кто хочет открыть для себя Господа, действительно должен в прямом или переносном смысле биться во врата храма.

— Тем более если храм, как говорит владыка Марк (Арндт), даже будучи внешне открытым, может быть внутренне для тебя по-прежнему закрыт. Как же все-таки пробиться?

— Один говорит: «Я хочу познать Христа!» Он ищет-ищет — и Господь Сам открывает ему путь.

Другой говорит: «Я люблю Господа и отдаю Ему всю мою жизнь. Но как Тебе, Господи, отдать мою жизнь? — вопрошает такой человек. — Что я, Господи, должен сделать?» Пока полностью не доверится: «Ты, Иисусе Христе, делай со мной все, что Ты хочешь!» — и тогда Господь в какой-то момент являет ему Свое присутствие как откровение пути.

Третий имеет какой-то личный греховный опыт и сознается: «Да, Господи, я грешник, но не хочу, чтобы мои грехи отделяли меня от Тебя! Господи, прости меня! Господи, прости меня!...» — стучится он молитвой ко Христу — и Господь открывает.

Это три разных способа разбить себе голову, чтобы сердцем принять Христа.

Православная Франция

— Почему вы вернулись с Афона во Францию?

— Примерно год мы провели в обители Симонопетра у отца Эмилиана, а потом он сам вернул нас на родину, чтобы мы основали здесь подворья афонского монастыря.

— Отец Тихон (Шевкунов) рассказывал, как встречался во Франции с людьми, которые хотели бы видеть Поместную Французскую Православную Церковь. Он сказал им, что на тот момент у них ничего не получится, поскольку во Франции почти нет православного монашества. А вас Господь благословил участвовать в основании французских православных монастырей...

— У нас в женском монастыре Преображения Господня в Террасоне, который я окормляю, всего шесть монахинь! (смеется).

— Как наставляете сестер?

— В личных беседах чаще всего наставляю личному спасению. Мужчине, признаться, очень сложно духовно руководить сестрами. Женская душа совершенно по-другому устроена. Для мужчины, каким бы умным и духовным он ни был, женщина всегда остается тайной.

Архимандрит Плакида (Дезей) встречает паломников. Монастырь святого Антония Великого во Франции Архимандрит Плакида (Дезей) встречает паломников. Монастырь святого Антония Великого во Франции

— Говорят, Единственная, с Кем монаху легко и хочется общаться, — Пресвятая Богородица.

— Да, через некоторое время после возвращения во Францию меня опять потянуло на Афон. Путешествовал по разным монастырям. Мы много ездили и в другие страны, где исповедуют Православие. Были в Иерусалиме, паломничали по Святой Земле. Во время всех этих поездок мы знакомились с духовными отцами, перенимали их опыт. В последние годы стало возможно приезжать в Россию, общаемся здесь. Благодарны мы и Русской Православной Церкви Заграницей: ее служители много сделали, чтобы обратить нас в Православие.

— Как им это удалось?

— Через книги. Тут уже были скорее не личные встречи: слово также возделывает нас.

— В книге старца Эмилиана есть парадоксальные слова про молитву как битву с Богом: «Если у меня не возникает ощущения такой борьбы с Богом, то это значит, что я еще даже не приступил к молитве»[3]. А в общении со старцем возможен ли такой внутренний поединок?

— Духовный отец представляет собой зеркало Христа. Он реагирует по-разному в зависимости от того, что могут воспринять и что нужно его духовным детям сейчас. Он уважает их свободу и ценит их личность. Каждый человек открывает Бога по-своему, и старец оберегает эту частную тайну уникальности отношений каждого со Христом. В Евангелии Господь говорит: Царствие Небесное силой берется (Мф. 11:12). Это может быть борение, как у Иакова с Ангелом (Быт. 32:24), но иногда нас может обдавать и безучастность. Мы как будто оказываемся перед стеной: Господь не слышит нас! Мы бьемся, но это столкновение — схватка за то, чтобы войти в Царство Небесное: «Господи Иисусе Христе, будь дверью, открой Себя мне, чтобы мне войти в Бога!»

С архимандритом Илией (Раго)
беседовала Ольга Орлова

14 сентября 2015 года

[1] Схиархимандрит Плакида (Дезей) был знаком с известными русскими богословами-эмигрантами архимандритом Киприаном (Керном) и Владимиром Лосским, которые во многом определили его путь в Православие. Впервые присутствовал на православной литургии в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже.

[2] На конференции присутствовал Иеросхимонах Гавриил, насельник монастыря Новый Эсфигмен Святой горы Афон. Это были его слова.

[3] Архимандрит Емилиан. Слова и наставления. Печать истинная. Жизнь в Духе. М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2006. С. 140.

http://www.pravoslavie.ru/authors/4364.htm


Tags: БЛАГОЧЕСТИЕ, ВЕРА, Духовное чтение, ПРАВОСЛАВИЕ, Собеседник
Subscribe
promo svetlyachok_vtk march 16, 2015 21:37 7
Buy for 20 tokens
Не прожить бы мне жизнь Лишь "для галочки"... Стать у Бога бы Мелкой галечкой... Худ. Александр Аверин Не колонною И не стелою, А прибрежною Галькой белою... Не булыжником В чью-то голову, Не кирпичиком На дороженьке, Не подделкою Самоцветною – Просто галечкой...…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment