svetlyachok_vtk (svetlyachok_vtk) wrote,
svetlyachok_vtk
svetlyachok_vtk

На оставшееся время Великого поста

Молитва 19

Христианин перед постом, как полководец прежде сражения продумывает его план до мельчайших подробностей — а если не продумывает, то терпит чаще всего поражение. Прожив большую часть поста, должно проанализировать его, выявить все свои греховные недочёты и упущения, а затем важно скорректировать себя на оставшееся время Великого поста и встречу ПАСХИ.

Это должно выглядеть примерно так:

1. «Я мало и плохо молюсь».
Иногда я, оправдывая себя усталостью и тем, что у меня нет времени, читаю „Серафимово правило", иногда просто опускаю утренние и вечерние молитвы, иногда же — прочитываю их наскоро и без внимания и сердечного участия. Но при этом у меня остаются силы и время посмотреть телевизор, узнать больше о политических событиях в мире, поболтать с кем-то совершенно ни о чем по телефону, почитать новости, духовно-пустую литературу, бесцельно попутешествовать по интернету.

То есть мало и плохо я молюсь, прежде всего, потому, что живу в самоугождении и пресыщении (- пищей и разного рода информацией; а это всё от моего самолюбия, сластолюбия, миролюбия и сребролюбия), а по отношению к духовной жизни своей души - довольно несобранно, рассеянно, расслабленно и беспечно.

Значит, постом (в оставшееся время Великого поста) я все изменю:

а) Правило не буду опускать и сокращать в течении поста; молиться буду собранно, больше чем до поста, с преобладанием покаянных молитвословий.

б) Стану внимательней следить за тем, на что и зачем я трачу свое драгоценное время, которого постоянно „не хватает".

в) Буду строже блюсти временной режим дня, дел в течении его, не теряя духовно-трезвенного настроя.

2. Я плохо готовлюсь к исповеди и не качественно исповедуюсь.
К исповеди подхожу формально, без глубокой, предварительной работы над собой в уединении. Вспоминаю те грехи, которые „скорее всего, были", нет — „точно были"… И каюсь в них холодно, без участия сердца и без решимости оставить грех, то в чём каюсь, более не грешить.

Я не внимаю себе, не прислушиваюсь как должно к тихому голосу своей совести, ни испытываю себя по-настоящему, ни перед исповедью, ни в какое иное время.

Значит, больше ни разу не засну, не разобравшись:

а) что сделал за день дурного, не уяснив — почему я сделал то или иное дурное дело, высказал оскорбление, кого-то унизил, обвинил, высокомерно надсмеялся, проявил гнев, поссорился.

б) Не засну, искренне сокрушаясь о своих беззакониях, не оплакав, этих поступков, от Бога меня отдаляющих, не испросив за них в молитве прощения.

в) Не засну, пока не вскрою в себе причин моей неисправности и не настрою себя на более ответственную жизнь в борьбе с грехом.

3. Я постоянно кого-то осуждаю.

Много говорю, не слежу за своими словами, не думаю — кому говорю, зачем, и в моих речах постоянно прорывается осуждение, причем не только тогда, когда я действительно на кого-то негодую, а и просто так — походя, бездумно и безрассудно, заодно.

Значит, с первого дня поста буду говорить меньше, буду сдержанней в словах, храня себя от многословия. Т.к. свв. отцы говорят: «Кто многоречив, тот и многогрешен…»

а) буду обдумывать, что и как сказать, чтоб не нагрешить, постараюсь ни о ком вообще, без крайней необходимости не судить…»

Этот «план», точнее набросок его можно было бы и дальше разворачивать, сделать его подробней, шире. Но принцип и так ясен. Только важно еще обязательно в течение поста, особенно продолжительного, как Великий, несколько раз так же вот садиться и обдумывать: а точно ли я этот план выполняю, не отступил ли я от него, не утратил ли ревность? И подправлять то, что было неисправно или упущено, так и не воплотилось…

Есть, наряду с приведенными выше примерами немощей человеческих, вещи, с которыми мы не можем справиться очень долго и которые, между тем, тяготят нашу душу и не дают идти за Христом, заставляют топтаться на месте или даже прочь от Бога гонят. Это могут быть разные привычки — от курения до пристрастия к алкоголю, разные грехи — от сквернословия до супружеской измены. Разные… Однако общее в них одно: они связали душу человека невидимыми, но прочными путами, и он никак не может высвободиться, вырваться из них. И пост — лучшее время для богоугодного побега из этого плена.

Определить для себя перед началом духовного сражения этого главного, лишающего свободы врага, понять, как и чем он связал нас, что лишает нас сил для спасительного «рывка».

Понять, чего, а правильнее — Кого, лишает нас этот враг. Испугаться и начать борьбу — всерьез, без отлагательств, отступлений и поблажений себе, без всяких самооправданий. А самое главное — на всем протяжении времени подвига, времени поста молиться с поклонами, с сокрушением сердечным о том, чтобы даровал Господь решимость порвать с пристрастием, грехом, ту решимость, которой нам так не достает, без которой мы бессильно стелемся (как пресмыкающиеся) по земле, неспособные устремиться к родному для нас небу.

И, конечно, есть много такого, что мы в себе не замечаем, что вредит нашей душе извне или, наоборот, живет в ней и так же отдаляет от Бога. И опять — надо молиться и просить, чтобы Господь показал нам это — и внешнее, и внутреннее — зло, чтобы успели мы его возненавидеть и удалиться либо очиститься от него. А по молитве — следить за тем, что будет с нами постом происходить, потому что показывает нам Господь то, что снаружи, и то, что внутри, как правило, через различные искушения, открывающее одно и другое.

Вот примерно так я думаю о проведении поста, о возможной от него пользе. Только, конечно, очень важно понять сказанное тут о «смене ритма», о «чередовании большего и меньшего напряжения» правильно.

Во – первых, сами выражения эти несовершенны, как и вообще несовершенны оказываются слова, призванные отразить ту или иную духовную реальность.

А во-вторых, «смена» и «чередование», будучи необходимы, не означают, что после поста можно расслабиться и благополучно свести на нет все то, чего за время его с помощью Божией удалось достичь. А потом, когда придет пора очередного поста, все снова начинать с нуля или даже отметки существенно ниже его.

Нет, просто пост должен становиться временем определенного напряжения наших сил для подъема на новую высоту. А дальше, уже без такого напряжения, на этой высоте надо продолжать жить. И готовиться к новому посту и новому подъему — пусть крошечному, почти незаметному, но восхождению, (иначе - отпадение), однако для нас самих очевидному. Так должно быть в идеале. И очень часто так не получается. И все же должно быть…

По статье Игумена Нектария (Морозова)
Tags: БЛАГОЧЕСТИЕ, ВАЖНОЕ, ВЕРА, Духовное чтение, МУДРОСТЬ ЖИЗНИ, Собеседник
Subscribe
promo svetlyachok_vtk march 16, 2015 21:37 7
Buy for 20 tokens
Не прожить бы мне жизнь Лишь "для галочки"... Стать у Бога бы Мелкой галечкой... Худ. Александр Аверин Не колонною И не стелою, А прибрежною Галькой белою... Не булыжником В чью-то голову, Не кирпичиком На дороженьке, Не подделкою Самоцветною – Просто галечкой...…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments