Старец Агафон и мельница

Смиренный человек — это тот, кто предает свою жизнь в руки Божий. Поэтому нам необходимо каждодневно подвизаться, совершать подвиг самых малых дел, учиться предавать себя в руки Божии. В Патерике, этой замечательной, всем известной книге, есть такое повествование:
«Сказал авва Агафон: сегодня я буду исполнять волю Божию. И встал и попросил Бога: "Господи, удостой меня се¬годня исполнять Твою волю! Чтобы и я мог сказать, что хотя бы один день своей жизни я исполнял волю Божию! Потому что во все остальные дни я ее преступаю, так пусть хоть один день я проживу по воле Божией! И моя совесть будет знать, что я волю Бо¬жию исполнял"».
Что же он сделал? Я бы предположил по своему скудоумию, что, наверное, он весь день творил молитву, или затворился в своей келье, или читал духовную литературу. Нет, он не сделал ничего из этого! Он занимался обычными делами. Чем именно? Ему нужно было смолоть зерно в муку и отнести ее обратно в пустыню, чтобы заготовить муку на год. Он погрузил зерно и понес его в деревню. И там, говорит, я смолю мое зерно, а потом отнесу его назад.
Он пришел первым. И только он собирался высыпать зерно на мельницу, как пришел человек и говорит:
— Авва, ты не пропустишь меня, чтобы я смолол свое зерно, потому что я тороплюсь? А ты свое смолотишь после?
Авва ответил:
— С удовольствием, мой брат. И пропустил его.
Лишь тот ушел и он снова собрался высыпать свое зерно, как пришел другой человек. И говорит:
— Авва, я прошу тебя, ты не занят так, как я, потому что ты монах, пропусти меня вперед, а после меня смолотишь свое зерно!
— С удовольствием!
Он не только их пропустил, но и помог им. Не знаю, помните ли вы, как мололи муку в те времена? Специальных устройств не было. На Святой Горе я еще застал, когда мы вращали камень, толкали его либо мы, либо животные. Один входил под ярмо камня и молотил. Ну ладно, не буду отвлекаться на подробности, продолжу. С самого утра и до позднего вечера, лишь только он собирался высыпать свое зерно, как кто-то приходил и повторялась одна и та же история. Наступил вечер, а он так и не успел смолоть свое зерно! Он взвалил его себе на плечи и собрался в обратный путь... Он не совершил ничего «духовного». И думал, что не справился с работой. Но Сам Господь сообщил ему, что «сегодня ты исполнил волю Божию»!
Вы видите, он «исполнил волю Божию», исполнив всего-навсего простое, повседневное дело. Он взял зерно и пошел его молоть. Пришел на мельницу и встретил препятствия. При этом он не возмущался, не сердился... Не говорил: «Ну хватит уже! Я что вам, козел отпущения? Пришел первый, пришел второй, третий, четвертый, ну уж можно и я, наконец, смолю свое зерно и пойду назад?! Мне далеко идти, я тащил это зерно на своей спине, и мне тоже нужно его смолоть!» Ничего подобного он не сказал!
Митрополит Лимасольский Афанасий,
из книги "Пусть говорит Бог"