
Протоиерей Сергий Рыбаков, заведующий кафедрой теологии РГУ им. С.А.Есенина, о самом актуальном:
– Батюшка, что за напасть такая – коронавирус, которая перевернула, переформатировала весь мир, протянула свои щупальца к святая святых?
– В данном случае происходит, вернее, уже произошла исчерпанность всего того, что мы называем просоветским периодом, а для мира это модерн, постмодерн. Мир пришел в состояние полной исчерпанности: не работают прежние методы управления, экономические, политические, культурологические системы. Векторы развития зашли в тупик.
В данном случае мы имеем, видимо, с одной стороны, кем-то организованный, а с другой стороны, промыслительно Богом попущенный процесс перехода к совершенно другому миру. Этот мир, в котором как-то должна восторжествовать Божественная истина, отвергаемая сейчас человечеством: попущение распущенности, наркомании, нежелание познавать истину, отрицание ее, масштабный нигилизм, богоборчество. Все это накопилось и требует своего некоего катаклизма, который бы привел человечество в чувства.
– Всегда казалось, да и воочию это можно было всегда увидеть, что мир состоит из совершенно разных территорий, государств. Китай, Италия, Россия… – такие непохожие страны. Но появилась некая общая бацилла, и все происходит по одному сценарию…
– Надо сказать, что человечество никогда не было слишком разъединено. Всегда существовали разного рода обмены, связи, определенные отношения... Сейчас же в силу глобализационных процессов, с одной стороны, происходит объединение всех и подготовка к глобальному единению народов в богоборчестве, а с другой стороны, промыслом Божьим, видимо, сейчас уже начинается нечто обратное: разделение некоего единого глобального народа на народы, как это было во время Вавилонского столпотворения. Вавилонская башня опять в очередной раз рушится, и народы начинают сознавать свою национальную идентичность, возвращаться к своим истокам. Другое дело, примут ли, поймут ли люди спасительность такой ситуации.
В зависимости от того, отступят ли народы от богоборчества или будут развивать его дальше, и определится их судьба. И дай Бог, чтобы наш народ, покаявшись и пересмотрев свою устремленность, в том числе и религиозную, получил все-таки милость от Бога, чтобы продолжить свое бытие в истории.
– У русского народа даже в советские времена не было такой богоборческой тенденции.
– В советское богоборческое время вообще не было поклонения мамоне, тогда как раз были такие ограничения, что человека проворовавшегося за 10 тысяч рублей могли расстрелять. В Советском Союзе в этом отношении было нечто противоположное. Там были совершенно другие богоборческие тенденции, другие идеалы, а поклоняться мамоне нас пытались научить с 90-х годов. И это тоже не получилось. У нас народ не имеет в себе этих генов, не склонен к стяжательству.
– Что мы можем противопоставить, можно сказать, всеобщему планетному унынию и тревоге?
– Всегда помнить, что с нами Бог. У нас есть православие, есть возможность молиться, исповедовать свои грехи, причащаться. Несмотря на все коронавирусы, в наших храмах совершаются Таинства. И хотя число людей, которые регулярно ходят в храмы, не так велико, мы помним, что Господь говорил о десяти праведниках, ради которых он может сохранить город. Скорее всего, в каждом селе, в каждом городе есть по праведнику, без которых ни этот город, ни это село не могут стоять.
Беседовала Ирина Евсина,
газета "Благовест",31 марта 2020 г.
Journal information