svetlyachok_vtk (svetlyachok_vtk) wrote,
svetlyachok_vtk
svetlyachok_vtk

Categories:

Свято-Серафимовский собор г. Вятки

http://www.votpusk.ru/gallery/large/61874.jpg

Церковь была построена в 1902-м году как единоверческая, в ней молились все православные христиане, в том числе старообрядцы.
5 ноября 1907 года храм освятили во имя святого Серафима Саровского. С конца 30-х годов Серафимовская церковь оставалась единственной действующей в городе, и пока была в одиночестве - носила статус кафедрального собора.

http://www.votpusk.ru/gallery/large/61872.jpg

Свято-Серафимовский собор – духовный центр Кировской (Вятской) епархии 1940–1980-х гг

Свято-Серафимовский собор был заложен в 1904 по проекту И.А. Чарушина, освящен в 1907 г. и отметит в 1912 г. свое 105-летие. Серафимовская церковь стала храмом единоверческой общины, была построена в плотной городской застройке, Рядом находились Александро-Невский собор и Донская Стефановская церковь, чуть поодаль располагались Успенский Трифонов монастырь, Троицкий кафедральный собор, Спасский собор. То есть изначально Серафимовский собор не входил в число главных храмов города.

Это вполне объяснимо исторически. Еще в 1760-1770 х гг. сформировались два духовных центра Вятской епархии. Первый располагался в Троицком кафедральном соборе. В нем были Великорецкий образ святителя Николая и св. архангела Михаила, приделы, освященные в их честь. Также в соборе была еще одна святыня - чтимая верующими гробница архиепископа Ионы. Второй духовный центр был в Успенском соборе Успенского Трифонова монастыря (с находящимися под спудом мощами преп. Трифона и блаж. Прокопия).

Но спустя 30 лет после освящения Серафимовской церкви ситуация как на Вятской земле, так и в целом по стране была диаметрально противоположной той, что была в начале ХХ в. 11 декабря 1937 г. были расстреляны архиепископ Киприан (Комаровский) и группа священнослужителей, после чего "Вятская кафедра фактически перестала существовать". Это же подтверждают и данные о числе храмов: "Если в декабре 1936 года при создании Кировской области на ее территории продолжали действовать 310 из 554 существовавших здесь церквей, то к октябрю 1941 года действующими оставались всего 6 храмов в Оричевском, Малмыжской и Кикнурском районах". Были уничтожены или закрыты все храмы областного центра, в Серафимовской церкви открыли антирелигиозный музей, причем, есть упоминание, что среди экспонатов были вериги и пелена преп. Трифона.

Но начало Великой Отечественной войны в корне изменили ситуацию в отношении религии. В г. Кирове было принято решение открыть Серафимовскую церковь. Архиепископом Кировским и Слободским был назначен Вениамин (Тихоницкий), который занимал Вятскую кафедру в 1942-1957 гг. Первая служба в открытом соборе состоялась 9 июля 1942 г., в праздник Тихвинской иконы Богородицы.

Это оказалось промыслительным - ведь список с Тихвинской иконы Богородицы на Вятку привез еп. Иона в 1675 г. из Тихвинского монастыря, где был настоятелем в 1668-1675 гг. Тихвинская икона, по словам историка А. С. Верещагина, была Ионою "глубоко почитаемой" , стала одной из главных святынь Вятской земли. Находилась Тихвинская икона в Вятском Свято-Троицком Кафедральном соборе , и, "по преданию, писана архиепископом Ионою". В 1839 году была освящена Тихвинская больничная церковь в Вятском Преображенском женском монастыре . В храме находился и образ, по свидетельству прот. Д. Рязанцева, "очень древней живописи". Перед ним в 1911 году получила исцеление женщина по имени Серафима. Благодарственный молебен служил о. Вениамин Тихоницкий, будущий вятский архиерей].

Изначально престол в Серафимовской церкви был один , следовательно, места для молящихся было немного. Есть упоминания, что в 1950-е гг. был создан нижний храм во имя преп. Трифона и блаж. Прокопия Вятских, а уже позже, в 1980-е гг. был освящен придел в честь св. Хрисанфа и Дарии . В "Очерках истории Вятской епархии" эти события описываются несколько иначе: "Одним из важных свершений епископа Хрисанфа стало в эти годы <1980-е - А. М.> создание в Серафимовском соборе "криптового", нижнего храма во имя преподобного Трифона Вятского… <что> несколько "разгрузило" верхний храм, позволило войти в церковь новым прихожанам" .

Архивные документы помогают дополнить картину и свидетельствуют, что попытки расширить площадь храма предпринимались еще в начале 1980-х гг. 29 ноября 1982 г. городские власти отказали епархии в реконструкции, после того, как официальная комиссия посетила собор и пришла к выводу, что "при раскрытии боковых палаток будут нарушены основные несущие конструкции. Это может привести к разрушению здания церкви" .

Следует обратить внимание, что параллельно этим событиям верующие просили вернуть им Успенский собор, но, как сообщается в докладной записке от 09 сентября 1982 г. руководства горисполкома в облисполком: "…передать в пользование православной церкви Успенский собор Трифонова монастыря не представляется возможным, т. к. по постановлению Совета министров РСФСР от 24.01.80 №54… а также решению облисполкома №6/179 от 07.04.80… весь комплекс Трифонова монастыря предлагается использовать под музей" . Также подчеркивалось, что "расширить Серафимовский собор не представляется возможным из-за нарушения архитектурного облика здания" .

Но епархия не оставляла попыток расширить площади единственного храма города. В новом прошении властям в феврале 1985 г. говорилось о планах "увеличить полезную площадь" наземной части с 300 до 400 кв. метров, подвальную с 85 до 100 кв. метров. Таким образом, общая площадь возрастала с 415 до 500 кв. метров. При этом отмечалось: "согласно заключению архитектора г. Кирова, пожарной, санитарной и других служб, увеличение полезной площади на 85 кв. метров вызвано тем, чтобы привести <условия> в соответствие санитарным и противопожарным нормам" . Сметная стоимость планируемого строительства 196 тыс. рублей.

О том, что эти работы были успешно проведены, свидетельствует следующая переписка. В ответе облисполкома 18 мая 1987 г. на запрос жителя г. Кирова говорится: "Исполком областного совета, изучив вопрос о регистрации второй общины русской православной церкви в г. Кирове, считает нецелесообразным решать его положительно". Аргументы были приведены следующие: "В течение последних лет, по просьбе верующих, местными органами власти разрешена реконструкция действующего Серафимовского сбора, в результате чего осенью 1986 г. был выделан заново нижний хам с вентялиционным устройством, несколько расширен и верхний.

Таким образом, в одном храме стало два, что позволило значительно увеличить площади для богослужений, улучшить условия молящихся".

Речь идет именно о новом храме "с вентеляционным устройством", благодаря чему в "одном храме стало два", следовательно, рассказ в "Очерках истории Вятской епархии", скорее всего, более объективен. Думается, дальнейшая публикация документов, а также запись интервью с очевидцами событий поможет написанию новейшей истории как Серафимовского собора, так и всей Вятской епархии.

О том, как почитали вятских святых в единственном действующем храме областного центра, свидетельствуют два факта с разницей в четверть века. В 1963 г. уполномоченному по делам религий был направлен "перечень служб, совершаемых в Серафимовском соборе" по понедельникам с 10 августа по 31 декабря. И там среди таких праздников как Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) и праздника Казанской иконы Богородицы (4 ноября) есть и "21.10 пр. Трифона Вятского чудотворца" . А на собрания двадцатки Серафимовского собора 4 ноября 1988 г. одним из пунктов стояло решение "возбудить ходатайство… о выпуске иконок преп. Трифона и блаженного Прокопия…".

Итак, ко второй половине 1980-х гг. в Серафимовском соборе были созданы полноценные верхний и нижний храмы. Нижний храм был посвящен преподобному Трифону и блаженному Прокопию Вятским чудотворцам. В соборе находились списки с Тихвинской иконы Богородицы и Великорецкого образа святителя Николая. Можно с уверенностью говорить: был создан подлинный духовный центр Вятской епархии, где возносились молитвы вятским святым  и перед вятскими святынями. Поэтому символичным и неслучайным представляется факт, что уже вскоре было принято решение о возвращении Вятской епархии Трифонова монастыря (хотя еще в 1987 г. власти довольно решительно отказывали в этом). Под спудом Успенского собора[26] были похоронены те, кому был посвящен нижний храм Серафимовского собора - преп. Трифон и блаж. Прокопий. И несмотря на то, что кафедра вятского епископа была перенесена в Успенский собор, Серафимовский собор был и остается одним из важнейших храмов современной епархии.




Покров Серафима Саровского и молитвы людей хранили церковь в трудные годы.
Отец Серафим Исупов служит здесь с 1956-го года. Он вспоминает,
что храм в годы лихолетий был единственным прибежищем для верующих.

ПРОТОИЕРЕЙ СЕРАФИМ ИСУПОВ, КЛИРИК СВЯТО-СЕРАФИМОВСКОГО СОБОРА:
«Народу было столько, что окна открывали и стояли вот тут вот толпы у окон. Больше храмов-то не было.
А молились как, по храму-то не пройдешь. Креститься невозможно. Так плотно стояли, что руку не вытащишь».

http://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/
Оригинал взят у sunny_yuri в Храмы Вятки

Tags: ВЕРА, Вятка, Любимый город, ПРАВОСЛАВИЕ, Храмы
Subscribe
promo svetlyachok_vtk march 16, 2015 21:37 7
Buy for 20 tokens
Не прожить бы мне жизнь Лишь "для галочки"... Стать у Бога бы Мелкой галечкой... Худ. Александр Аверин Не колонною И не стелою, А прибрежною Галькой белою... Не булыжником В чью-то голову, Не кирпичиком На дороженьке, Не подделкою Самоцветною – Просто галечкой...…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments